Глебычево
Меню сайта

Мини-чат

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Наши друзья

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 12:55

Макслахти Makslahti 

  Поселок. Место, где теперь находятся поселки Глебычево и Ключевое, прежде называлось Рёмпётти. В середине 1920-х гг. из небольшой деревушки Рёмпётти превратилось в крупный торгово-промышленный центр, своего рода рабочий поселок. Поскольку Рёмпётти занимал стратегически важное положение, на его территории в 1920-1924 гг. было построено 7 дотов и командный пункт. 

  Во время советско-финляндской войны промышленные объекты и жилые здания поселка неоднократно подвергались бомбардировке, поэтому советским переселенцам по окончании боевых действий 1939-40 гг. пришлось многое восстанавливать заново. Административно Рёмпётти стал относиться к Роккольскому сельсовету Выборгского района Карело-Финской ССР, но после второй войны в ноябре 1944 года Выборгский район включили в состав Ленинградской области. В начале 1948 г. поселку придумали новое имя - "Лесная дача". В том же году название еще раз изменили и селение стало называться "дер. Ключевая". Полустанок Рёмпётти сперва также получил название "Лесная Дача", но вскоре был переименован в «Тихоново»: "В память полкового комиссара Тихонова, погибшего в рядах народного ополчения в боях за Ленинград". Позднее он еще раз сменил свое название на "Прибылово". Вероятно, это было сделано в связи с упразднением Виллальского сельсовета, дважды переименованного колхозниками колхоза "Победитель" сначала в Прибойский, потом в Прибыловский сельсовет. Обоснование являлось традиционным: "В память лейтенанта Прибылова А.А., погибшего на территории Виллальского сельсовета" (см. Прибылово). 

  После войны в строй вступил Глебычевский завод огнеупоров. Жители ближайших поселков работали главным образом на этом предприятии. С 1953 г. на заводе наладили производство керамических облицовочных плит. В последнее время его цеха производят впечатление полного бездействия.

  Довоенная история поселка сохранилась благодаря воспоминаниям ее бывших жителей. 

  Деревня Рёмпётти, состоявшая из двух частей (Мяки и Роуску), в свою очередь являлась частью селения Макслахти. В начале века все население этой деревни состояло почти полностью из представителей рода Роуску. Семьи различались лишь по именам глав семейств, так как фамилия у всех была одна. 

  Дома деревни располагались близ берега, к ним вели тенистые аллеи. Наибольшей известностью в деревне пользовался дом Аксели Рёмпётти, в котором позднее разместилась начальная школа. Аксели был земледельцем, держал домашний скот и занимался коневодством. Его беговые лошади часто побеждали на скачках. 

  Основным видом деятельности в деревне было земледелие и животноводство, продукцию которого везли на продажу в Выборг. У многих были свои постоянные клиенты на рынке, которые охотно покупали мясо, масло, яйца и прочее. Некоторые крестьяне возили на ялах лес на продажу в Петербург. В 1886 г. в деревне открылся первый магазин. Хозяином его был Вилхо Пенттиля - разносторонний человек, шкипер, лесоторговец, купец, земледелец и депутат парламента. Он много успел сделать для блага своей родной деревни и волости. 

  Когда в 1920-х гг. в Рёмпётти появилась новая гавань, жизнь деревни кардинально изменилась. Крестьяне продали свои поля, дома разобрали и перевезли дальше от берега. Исчезли милые старые аллеи. На их месте строилась промышленная зона. Жителей стало много больше прежнего. Сюда переехали в поисках более высоких заработков выходцы из соседних и даже более отдаленных волостей Карельского перешейка. Брошенные прежними русскими хозяевами териокские дачи скупались и перевозились сюда на новые места. Вскоре на холме Рёмпётти образовался новый деревенский центр. На берегу кипела работа. Всюду забивались сваи, возводились причалы, основы стапелей, ограждения портовых территорий. Новый вид деревне придало также появление железной дороги. На ее строительстве местный люд получал неплохие заработки, когда требовалось обеспечить подвозку грунта для насыпи. Почти в каждом доме сдавали комнаты рабочим, которые еще не успели обзавестись собственным жильем. Железнодорожная станция стала называться Макслахти, порт получил то же имя, но деревня все же осталась при своем старом названии. 

  Своя школа появилась в деревне в 1923 г. и размещалась в бывшем доме Рёмпётти. Новая народная школа была основана в 1929 г., ее называли старшей школой, а начальная школа по-прежнему находилась тогда в своем старом здании. Учащихся начальной школы было так много, что невозможно было организовать обучение по параллельным классам. 

  Деревенская жизнь была чрезвычайно разнообразной. Рабочее общество в Рёмпётти было основано в 1906 г. Первое учредительное заседание его состоялось в доме Аксели Рёмпётти. При Рабочем обществе был создан спортивный клуб, построена эстрада в роще Роуску. Первый первомайский марш был проведен к холму Коннуинмяки, где собрались и другие отделения Койвистовского Рабочего общества. 

  Молодежное общество Рёмпётти было основано в 1921 г. Общество получило название "Alku" ("Начало"). Представления давали по всей волости. Годовые собрания проводили чаще всего в г. Миккели. Для молодых членов центрального общества устраивали недельные курсы в Хумал-йоки, на которых присутствовали два представителя из Рёмпётти. 

  Добровольная пожарная команда была основана в Рёмпётти в 1930 г. Для приобретения пожарного инвентаря требовались немалые средства. Для сбора пожертвований организовывались театрализованные постановки. Пожарный автомобиль, получивший повреждения при пожаре, был куплен по сходной цене. Прицепную тележку к автомобилю смастерил Эркки Колхонен. Силами пожарных в 1938 г. была построена танцевальная эстрада. Она стала главным источником дохода для кассы пожарной команды. В летнее время устраивались также спортивные состязания, кроссы, велосипедные ралли. 

  В 1919 г. начало свою деятельность отделение Куркела - Макслахти организации Лотта-Свярд. В ноябре 1929 г. отделение разделилось на две самостоятельные организации: Куркела и Рёмпётти - Макслахти. 

  У организации шюцкора было свое отделение в Рёмпётти и в старом Макслахти. Начальное обучение шюцкоровцев велось в этом отделении, после чего курсанты могли принимать участие в объединенных учениях Койвистовского шюцкора. 

  Деятельность общества домохозяек "Мартта" велась в деревне совместно с отделением Макслахти. Изделия ручной работы продавали на рынке, а на вырученные деньги смогли купить ткацкие станки и гладильный каток. 

  В деревне был смешанный хор и женский хор. Смешанный хор пел первоначально в церкви, а когда собрали достаточно средств на постройку молитвенного дома, то по завершению строительства последнего хор перебрался туда. 

  Лесотоварный порт Макслахти был, безусловно, первым по счету во всей Восточной Финляндии. Природные условия местности благоприятствовали его деятельности. Острова Ревонсаари и Халтиансаари защищали порт от штормовых ветров с запада. Доставка лесотовара в порт производилась по железной дороге, на самоходных и обыкновенных баржах по Сайменскому каналу через Выборг в Макслахти. Самым ходовым экспортным товаром был пропс, т.е. рудничные стойки, крепь. Пропс шел главным образом в Англию, но также крупные закупки этого товара делали Латвия, Польша и Германия. Другим не менее значимым товаром были деревянные столбы особо высокого качества. Эти столбы охотно покупала Франция и Бельгия, много бревен продавалось в Германию, как, впрочем, и дров. В те времена в Финляндии еще не использовали пропиток. Деловую древесину в метр длиною заготавливали только зимой и большую часть ее очищали от коры в Макслахти. Голландия также закупала значительное количество деревянных свай. Страны Средиземноморья охотно покупали профессионально обтесанный деревянный брус. 

  Погрузочные работы в Макслахти начинались в апреле-мае и заканчивались в конце ноября. Ледокольные работы в гавани проводились редко. В течение года порт успевал принимать 170-200 судов. В наиболее горячие времена одновременно под погрузкой в порту могло находиться 25 судов. Порт давал многим хороший приработок. Важным фактором были и так называемые "бабушкины пирожки". Поскольку столовой в порту не было, то здесь был заведен такой обычай: грузчики поднимались на судно с большим кофейником и варили кофе на камбузе. Ни один кок не мог этому препятствовать. Затем расстилали чистую клеенку поверх крышки угольного люка и выкладывали на нее различные снадобья: бутерброды, пирожки, булочки, яйца, лепешки и т.д. Из напитков ставили лимонад и легкое пиво, а также, разумеется, хорошее горячее кофе. Горячее кофе придавало бодрости особенно на свежем воздухе. 

  Осенью 1939 года приближение войны сказалось и на портовой жизни: гавань опустела, загрузка проходила в большой спешке, порой суда уходили с неполным грузом. Несколько кораблей успели разгрузиться. Прежнюю жизнь в деревне вспоминает Тойво Теппа:

  "Наше детство прошло на берегу моря, в Макслахти, в деревеньке Ройску. К нам вела короткая аллея от дома Теодора в сторону Роуску. Позднее наше побережье и поля было поглощено портом Пулпи и железной дорогой. Земли продали застройщикам порта, которые уплатили за них столько, сколько просили хозяева. 

  Мы купили старую дачу из Териоки, которую разобрали и из бревен ее построили новый дом в трехстах метрах от прежнего места. Старое здание разобрали также и собрали там же неподалеку, около скалы. Это здание мы сдавали в аренду портовым рабочим, также хозяйка готовила еду тем шестерым рабочим. 

  Это было хорошее время. Продукты, такие как молоко и яйца и остальные очень хорошо шли на продажу. Народную школу мы посещали в старом Макслахти. По дороге в школу мы часто заворачивали к домику скорняка Турунена, там стоял сильный запах кожи, иногда хозяйка предлагала нам рыбный суп. Когда хозяин начинал трапезу, он клал изрядный шмат масла в миску с супом и говорил, что только теперь это и можно есть.

  В Роуску была также танцплощадка, где ставили представления. На танцплощадке проводили часто вечера и различные состязания также для нас ребят. Одним из таких было соревнование по поеданию булочек. Булочку подвешивали на нитке, с которой надо было снять ее зубами и съесть без помощи рук. 

  Повзрослев, я попал с отцом в Выборг, куда мы везли рыбу, картошку и куриные яйца. У нас была с собой еда в берестовом туеске: хлеб, масло, в печи выпеченная свинина и прочее. По пути мы посетили однажды харчевню на краю рынка, где смогли купить кофе и где приезжие могли покушать, обходясь своими припасами. Мне запомнился там один человек, который наблюдал как мы довольно медленно ели. В те времена свиней выращивали большими и жирными. Когда свинью забивали, ее делили на части и засаливали в ушате. Оттуда свинину доставали и ели уже к приходу зимы. 

  На море всегда ловили рыбу. Я часто рыбачил со своей сестрой Импи, которая была на 11 лет старше меня. Мы забрасывали в воду сеть и после этого мы гребли, брызгая веслами, чтобы рыба подошла глубже к нашим сетям. Таким способом рыбы налавливали довольно много. Еще я помню, что неводы стояли немного дальше, чем наша сеть. 

  Когда в старое время коровы спускались весной на пастбище, пастух был с ними только первый день. После этого скот пасся на прибрежном пастбище сам по себе и приходил на дойку домой. После строительства железной дороги пастуху приходилось быть вместе со стадом постоянно. Железная дорога появилась в Макслахти в 1924 г. Железная дорога принесла с собой в деревню много новых людей, я также участвовал в строительных работах, некоторое время банковским служащим и затем на строительстве выемки, работал возчиком камня. 

  У деревенских мужиков был обычай собираться воскресными вечерами на посиделки и поболтать у Микко Топи об общих делах и происшествиях. И если там тогда пришлось кому-нибудь проезжать мимо по дороге, то Микко знал проезжающего, тогда обсуждали какая лошадь у седока была. В деревне была также дорожно-контрольная служба. Планерки проводили в школе. Промышленность подчинялась плановой системе, и все транспортные магистрали были распределены между акционерами, которые платили за их эксплуатацию. Дорожно-контрольная служба следила за тем, чтобы каждый держал в надлежащем порядке свою часть. 

  Железные дороги и порт оживили жизнь деревни. Правда, жизнь и до появления порта была достаточно обеспеченной, но не в денежном отношении. С портом пришли и деньги, но духовная жизнь в деревне обеднела". 


  Забытый "Клондайк"


  То, что о Рёмпётти, портовые и железнодорожные территории, которой были окрещены Макслахти, не был написан роман, происходит именно оттого, что об ее чрезвычайно разнообразной и пестрой жизни не пришлось узнать известному писателю Джеку Лондону. 

  Во второй половине 1920-х гг. порт получил быстрое развитие. За короткое время он превратился из пустынного места в важнейший экспортный узел, в крупнейший центр вывоза круглой древесины. В лучшие времена случалось ожидать на рейде своей очереди под погрузку одновременно двадцати морским судам. 

  Штабеля пропса и досок громоздились между железной дорогой и берегом на протяжении пары километров. Десяток далеко вдающиеся в море причалов готов был принять грузы. 

  Масса народа сновала тут и там как старатели во времена золотой лихорадки. Наряду с местными предпринимателями и сезонными портовыми грузчиками аритмичный пульс портовой жизни со своей стороны дополняли также искатели счастья и низы городских окраин, особенно контрабандисты спиртного. Тогда было время "сухого закона", но в вечерних сумерках алчущий горячительного зелья мог при желании достать с десяток канистр алкоголя. 

  Дома и халупы росли вдоль дороги и края леса, в то время как старые дома нередко горели. Пожары были частым явлением, в них было много как загадочного и забавного, так и трагического. 

  В 1926-27 гг. мы переехали из Кивеннапа в Рёмпётти. Первое наше жилище мой отец и дядя обустроили на верхнем этаже кинотеатра. Когда мне было примерно 7 лет я едва мог бы представить лучшее место жительства. В программу входили главным образом западные фильмы. Я полагаю, что ни один из них уже никто не увидит. Иногда вечерами моим кумиром становился Том Микс. Из нашего окна кроме прочего открывался хороший вид на киоск Хурри, где всегда происходило что-нибудь интересное: парни мерялись силами, ловкостью, бились о заклад и попросту дрались. В схватках принимали участие представители разных народов и рас, прибывшие сюда на кораблях со всех сторон света. Более всего выделялись чернокожие. Кулачные бои вспыхивали редко, но когда вспыхивали, то часто требовался врач, а иногда и священник. В Рёмпётти возникло даже выражение: "теперь пойдем поедим, чтобы успеть к киоску, прежде чем начнется драка". 

  На территории порта действовало 45 кафе. На верхнем этаже кафе "Кокко" господа охотно снимали номера. 

  У нас 7-13 летних, которых было много, жизнь была насыщена интересными событиями и приключениями. В Палокангасе, где строили аэродром, мы проводили военные игры по стрельбе из лука, метания пращи, стрельбе из самопала. На пути домой в победном пылу мы однажды повредили уже годы стоявшие разбитыми окна пустовавшего дома. По крайней мере, два раза мы наводили полицейских на винный тайник. Контрабандисты пытались использовать вырытые нами окопы на песчаном склоне ручья Оясиоя. Летом ныряли и ловили рыбу на удочку на заброшенных причалах, тайком лазили по штабелям только по воскресеньям. От плаванья на льдинах и морской гребли к кораблям было также невозможно отказаться, хотя результатом этих подвигов часто была хорошая порка. 

  Моя жизнь в Рёмпётти в 1926-33 гг. и в 1938 г. была наполнена и более неприятными делами, такими как посещение школы, сбор черники в дождливые дни, жужжащие облака комаров в лесу, но они почти что стерлись в памяти. Сундук воспоминаний как лоток старателя - все прочее прополаскивается, только золото остается. 

  Уолеви Пааволайнен


  Расположенный в центре промышленной зоны Рёмпётти больше напоминал рабочий поселок с плотной застройкой, чем деревню. Перед войной в Рёмпётти находилась народная школа, начальная школа, а/о "Лесоцентр", 2 кузницы, 2 лимонадных завода, обувная мастерская, Выборгское кооперативное предприятие, химическое предприятие, магазин галантереи и готового платья, дом рабочего общества, лесоторговое предприятие, пекарня, дом железнодорожных служащих, телефонный переговорный пункт а/о "Телефон Койвисто", швейное предприятие, кооперативный магазин, Кооператив молочных торговцев Макслахти, полицейский участок, молитвенный дом, дом пожарной команды, а/о "Электросеть". Многие здания были уничтожены во время военных действий 1939-40, 1941 и 1944 гг., либо разобраны уже в советское время.

Copyright MyCorp © 2024